Что такое фирменный стиль и зачем он нужен?

Ваш товар великолепен, вы об этом знаете и хотите, чтобы узнали другие? Готовы продвигать бренд, но по внешним данным он мало отличается от другой продукции? Мы объясним, как сделать его уникальным.

Зачем нужна разработка дизайна?

Как поется в известной песне, милого узнают по походке. А также по одежде, прическе, голосу, чертам лица, фигуре. Все это говорит об уникальности человека. Будь люди неотличимы друг от друга, повседневная жизнь напоминала бы триллер, где миллионы одинаковых манекенов бродят по улицам стройными рядами.

Согласитесь, звучит пугающе. И точно так же любого разумного предпринимателя пугает мысль, что его товар никак не будет выделяться на общем фоне.

Обратите внимание

Само понятие фирменного стиля появилось в конце прошлого века. Количество предлагаемых товаров и услуг росло и росло, но люди едва различали бренды. Встал вопрос об узнаваемости. Тогда руководители компаний и задумались о создании уникального фирменного стиля.

Если провести опрос среди предпринимателей, большинство ответит, что фирменный стиль – это «какое-то единство». Отчасти это верно. Проблема в том, что никто не может четко сформулировать ни определение фирменного стиля, ни функции, ни предназначение. Все имеют о нем только общее представление. Попробуем это исправить.

Итак, что такое «фирменный стиль»?

Фирменный стиль – это визуально реализованная концепция того или иного бренда, представляющая собой набор стилистически уникальных дизайнерских решений.

Да, сформулируем понятнее

Слишком сложно

Проще говоря, фирменный стиль – то, что отличает вашу продукцию от товара конкурентов. Бренд должен ассоциироваться с конкретным цветосочетанием, набором звуков, шрифтом и т.д. В том числе и дизайн сайта. Представьте: на дальней полке в магазине стоит бутылка темной газировки с красной крышкой и алой с белыми вставками этикеткой. Не видя название издалека, о каком напитке вы вспомните в первую очередь? Явно не о Спрайте, верно?

Кока-кола – отличный пример фирменного стиля. Запоминающееся оформление, музыка и слоган вызывают у клиента четкий ассоциативный ряд с конкретным продуктом

Грузовик с кока-колой

Фирменный стиль – своего рода почерк того или иного бренда. И, как человеческий почерк, хороший фирменный стиль неповторим. Попытки его скопировать приведут только к тому, что нелепая копия подчеркнет уникальность и креативность оригинала.

Роберт Дауни плохого не посоветует

Мем с Тони Старком

Для чего нужен фирменный стиль?

1. Фирменный стиль привлекает клиента.

Привлекает — не самое подходящее слово. Фирменный стиль должен приковывать к себе внимание. Дольше всего с нами остаются приятные воспоминания. Соответственно, фирменный стиль должен вызывать в потенциальном заказчике сильные положительные эмоции, чтобы мотивировать его на покупку.

2. Фирменный стиль объясняет, что представляет собой компания.

Перед тем, как решиться на покупку, потенциальный клиент должен понять, с чем он имеет дело. Что компания продает? Чем этот товар лучше других? Образ компании в голове среднестатистического заказчика складывается в зависимости от ее позиционирования. Фирменный стиль дает возможность представиться клиенту. Это своего рода ускоренная процедура знакомства.

3. Фирменный стиль побуждает к приобретению.

В конечном счете, результатом знакомства клиента и компании должно стать приобретение товара или заказ услуг. К этому стремится представитель бизнеса. Добиться положительного результата намного проще, если образ компании вызывает у заказчика приятные ассоциации. Созданию такого образа и способствует фирменный стиль.

Составляющие фирменного стиля

Из чего только сделаны мальчики? Из улиток, ракушек и зеленых лягушек. А из чего состоит фирменный стиль перспективного бренда? Из дизайна логотипа компании, слогана, модульной сетки и других элементов. Давайте разберемся, каких конкретно.

Важно знать

Последние лет 5-10 стиль становится все более минималистичным, как будто иллюстрируя принцип «красота в простоте».

Значок Найка – ничего лишнего

Найк, значок

Итак, что необходимо разработать?

1. Брендбук

Это официальный документ компании. В нем – все: и общая концепция, и целевая аудитория бренда, и его атрибуты. Все стилистические тонкости содержатся именно в брендбуке.

Все оформлено в единой стилистике, подобраны свежие цвета, сочетание оттенков необычно, сделан акцент на свежести, легкости

2. Фирменный цвет

Цветовое сочетание бренда должно быть заметным и уникальным. Оно обязательно должно согласовываться с тематикой бренда. Так, для компании «Русская курочка» сочетание зеленого, желтого, красного и оранжевого подошло идеально.

Свежие сочные цвета вызывают ассоциации с природой, жизнью, свежестью – то, что нужно

цвет, русская курочка

3. Логотип (разработка).

Логотип – символ, товарный знак (в российском законодательстве термин «логотип» при регистрации знака не употребляется). Это первое, на что обращает внимание клиент, и именно по логотипу зачастую идентифицирует компанию. Его пропорции высчитываются с помощью модульной сетки. Логотип – ваш уникальный символ, своего рода герб. Чем он креативнее, тем лучше, хотя и перегибать палку не стоит. Слишком вычурный и броский логотип и фирменный стиль, конечно, запомнится, но вызывать будет в лучшем случае смех. А нам нужно одобрение аудитории.

Не все обратили внимание, что это за существо, но все запомнили его форму и броское цветовое решение логотипа

Логотип Киви

4. Слоган.

Любопытство сгубило кошку, а плохие слоганы – имидж множества компаний. Согласитесь, слоган «секса не будет, когда ты полностью облысеешь» вряд ли обеспечит клинике восстановления волос приток посетителей. А в 2007 году он активно использовался. Проверку временем слоган, как ни странно, не прошел, и сегодня занимает высокое место в рейтингах самых отталкивающих призывов медицинских компаний.

Важно знать

Слоган должен быть броским, запоминающимся, но не вызывать раздражения. Нужно иметь чувство меры. Это поспособствует успешному продвижению.

5. Лицо компании.

Этот пункт в пояснениях вряд ли нуждается, но мы, тем не менее, поясним. Лицо фирмы – один из основных элементов, по которым бренд опознают. Например, с чем у нас сразу же ассоциируется Стив Джобс? С компанией Apple.

Знаменитое лицо знаменитой компании, а по совместительству – эталон успешного бизнесмена. Лишний плюс к имиджу Apple

6. Корпоративный герой

Он – ваш Супермен. Ваш спаситель. Он оживит даже мертвый бренд. Ладно, тут мы погорячились – для оживления мертвого бренда одного спасителя будет недостаточно, но все-таки корпоративный герой окажется очень кстати. Это элемент стиля, который придает бренду человеческие черты, «хуманизирует» его.

Lingualeo и ее корпоративный герой – симпатичный львенок. Обучение английскому на этом сайте построено так, что львенка надо кормить. Иначе он умрет от голода. Вот вам и мотивация

Lingualeo

7. Фирменный шрифт.

Это важный элемент фирменного стиля. Он тоже подразделяется на несколько типов. Так, веб-шрифт нуждается в оптимизации под браузер для отображения на самом сайте, а шрифт для оформления рекламы используется при печати листовок и буклетов.

И шрифт, и общая стилистика ассоциируются только с этой компанией

Фирменный шрифт Билайн

8. Схема верстки.

Это один из элементов фирменного стиля. Схема верстки имеет прямое отношение к навигации, оформлению, тексту, шрифту. Ее стилистикой нужно заниматься в первую очередь.

И шрифт, и общая стилистика ассоциируются только с этой компанией

Схема верстки

9. Деловые конверты.

Так называется деловая документация. Обычно на конверте изображаются фирменные отличительные знаки компании (например, логотип) и контактная информация. Конверты бывают трех форматов: С-65 («евро», 229 x 114 мм), С-4 (324 х 229 мм), С-5 (229 х 162 мм).

10. Визитные карточки.

Визитка – отличный способ привлечения клиентов. Чаще всего она попадает в руки человеку, который уже, скорее всего, заинтересован в приобретении товара или заказе услуги. Шанс, что у компании станет на одного клиента больше, довольно велик.

Очень удачное решение мини-портфолио. Верхняя карточка – имя фотографа и способ связи с ним. На остальных карточках – фото

Визитка фотографа

11. Аудиообраз.

Тщательно продумывайте и музыкальное сопровождение, и аудио-рекламу. Правда, не рекомендуется использовать музыку на официальном сайте компании. Звуковое сопровождение многим посетителям покажется лишним и не вызовет ничего, кроме раздражения, а искать кнопку отключения звука готовы не все. Кому-то проще покинуть сайт.

Чтобы качественно продумать разработку фирменного стиля, руководители обычно обращаются к услугам маркетологов, веб-дизайнеров, специалистов по брендингу. Помимо перечисленных элементов, иногда создаются брошюры, буклеты, каталоги, листовки. Конечно, немало сил тратится и на оформление дизайна сайта–именно к нему люди общаются в первую очередь.

Цитата

Стиль – форма проявления вашего интеллекта.

Ирина Хакамада

А что в список не вошло?

Мем «огласите весь список»

Выше перечислены основные атрибуты фирменного стиля. Иногда список дополняется папками-фолдерами, ярлыками, ценниками, фирменными бланками.

Хорошо оформленный сайт проекта «Большое Ступино»

Сайт Большое Ступино

Система фирменного стиля:

  • товарный знак;
  • фирменная шрифтовая надпись (логотип);
  • фирменный блок;
  • фирменный лозунг (слоган);
  • фирменный цвет (цвет);
  • фирменный комплект шрифтов;
  • корпоративный герой;
  • постоянный коммуникант (лицо фирмы);
  • фирменная одежда;
  • аудиообраз.

Как разрабатывается стиль?

В несколько этапов.

1. Определение идеи/посыла/миссии компании.

Основная мысль должна быть и у текста, и у фильма, и у работы художника. Фирменный стиль компании – не исключение. Четко сформулируйте, что вы планируете предложить аудитории и чего ждете от нее. Идея бренда и его ценности – фундамент идентификации и самого бренда, и компании. Бренд говорит с аудиторией простым и понятным языком, донося до нее свою основную мысль на всех уровнях восприятия.

2. Подготовка к коммуникации любого типа.

Второй пункт плавно вытекает из первого: бренд говорит с аудиторией и с помощью визуальных, и с помощью аудио-средств. Коммуникация должна быть разносторонней. Выберите подходящие цвета, сформулируйте правила поведения для сотрудников компании.

Воздействуйте на восприятие потребителя разными способами

Воздействуйте на восприятие потребителя разными способами
Важно знать

Большую часть информации (80%) человек усваивает с помощью органов зрения. Соответственно, сделайте упор на визуальное решение задачи. Люди лучше идентифицируют зрительно запоминающийся бренд.

3. Нахождение баланса между стандартным и креативным.

Основное достоинство фирменного стиля – его органичность. Если у создателей есть чувство меры, стиль выглядит необычно, привлекая внимание, и при этом не раздражает своей крикливостью.

4. Технологическое удобство.

Мы живем в эпоху, когда информация поступает в наш мозг отовсюду, из самых разных источников. Поэтому работайте над «живучестью» стиля. Он должен совмещаться с разнообразными материалами, быть технологичным. Слабовидящий должен услышать о бренде, слабослышащий – увидеть и узнать его с первого взгляда.

Руководствуйтесь таким правилом, когда адаптируете сайт под мобильные устройства!

Генри Форд цитаты
Обратите внимание

Знаменитые бренды, уже много лет занимающие высокие места в международных рейтингах, стоят огромных денег. Россия в этом смысле не отстает от Запада. Мировой банковский рейтинг в 2016 году выделил Сбербанку 24 место. Стоимость бренда, о котором знает все Россия, составила 9,075 миллиардов долларов.

Слоган Сбербанка на сайте, характерные цвета

Сбербанк, слоган

Хорошо продуманный фирменный стиль – уже половина успеха. Лучшей самопрезентации не придумаешь, а симпатия клиента – залог успешного бизнеса. Главное, не перегнуть палку с креативностью.

Подведем итоги

Фирменный стиль создается усилиями нескольких специалистов, но курировать этот процесс должен человек, заинтересованный в результате – вы сами. Подумайте, как вы отнеслись бы к предложенному образу компании, окажись на месте клиента? Запомнили бы, проассоциировали с чем-то давно знакомым, посмеялись над нелепой самоподачей или сразу отправились на сайт – делать заказ? Верно, последний пункт – главная цель. Осталось ее достигнуть.