Текстовые фильтры Яндекса переспам и переоптимизация: как вернуться в ТОП10

Иногда кажется, что у Яндекса есть свой Шерлок Холмс. Методом дедукции он находит улики против всех сайтов, которые ведут нечестную борьбу за место в ТОПе. Что делать, если Шерлок Холмс отрыл «собаку Баскервилей», и как вернуть утраченную репутацию?

Если ваш сайт столкнулся с текстовыми фильтрами и первыми штрафами, значит, пора что-то менять в проекте. Определить, как решить проблему в каждом конкретном случае, сложно даже опытному оптимизатору. В этой статье вы узнаете, какие бывают текстовые фильтры и как с ними бороться.

Узнаём врага в лицо: пять текстовых фильтров поисковика

Вылета из ТОПаможно избежать, если предотвратить наложение текстовых фильтров и других санкций Яндекса.Для начала расскажем о видах текстовых фильтров.

Существует пять текстовых фильтров:

  • Фильтр «Переспам»
  • Фильтр «Переоптимизация»
  • «Новый» текстовый фильтр
  • Фильтр за неуникальный контент
  • Фильтрация «страниц для взрослых»

Реже всего встречаются фильтры за неуникальный контент и страницы для взрослых. Поэтому мы рассмотрим только три: переспам, переоптимизацию и «новый» текстовый фильтр.

Переспам переоптимизации рознь: главные отличия фильтров

Важно знать

Переспам и переоптимизация – это разные текстовые фильтры и устраняются они по-разному. Поэтому необходимо знать отличия каждого.

Переспам – это фильтр, который зависит от запросов и документа. Он накладывается на две-три продвигаемые фразы, страница проседает на 15-35 пунктов.

Шерлок знает всё

Фильтр переспам

Как понять, что вы в ловушке?

  • Только один продвигаемый запрос резко потерял в позиции (на 15 пунктов и выше);
  • Даже при небольших изменениях данного запроса его релевантность  увеличивается;
  • Документ остался на прежних позициях, но только по некоторым запросам. На него продолжает поступать нормальный трафик из выдачи Яндекса, но позиция по основному запросу ухудшилась в один текстовый Апдейт.

Просто модифицируйте просевший запрос — и санкция будет снята.

Например, запрос интернет-магазина, занимающегося продажей водного транспорта, попал под фильтр «переспам». Значит, есть фраза, которая повторяется в каждом разделе сайта и поэтому не нравится поисковику:

  • Товары для катеров и лодок
  • Аксессуары для катеров и лодок

Устраняем избыток повторений: меняем окончания слов в одном из словосочетаний.

  • Товары для катеров и лодок
  • 100 полезных аксессуаров для лодки и катера

Так вы просто и быстро справитесь с проблемой переспама.

Шерлок Холмс не даст соврать

Элементарно, Ватсон!

Переоптимизация – это когда оптимизатор старался как лучше, а получилось как всегда. Переоптимизацию видно невооружённым глазом. В этом случае позиции теряет вся группа запросов.

Как засечь врага?

  • Резко снизила позицию в выдаче вся группа запросов по одному документу;
  • Входящий на документ трафик ощутимо понизился;
  • Изменение окончаний у просевших запросов почти не влияет на улучшение их позиции:

Изменив окончания у запросов, фильтр переоптимизации вы не снимите.

Переоптимизация не зависит от существующих запросов, поскольку накладывается полностью на весь сайт. Штраф будет не так заметен (5-10 позиций вниз, а иногда сайт даже сохранит место в топ-10).

Чтобы устранить переоптимизацию, потребуется системная работа над текстом. Итоговым результатом проделанной работы станет не только снятие санкции с документа, но и улучшение восприятия вашего сайта аудиторией.

Лечение и диагноз: определяем, почему изменилась позиция в выдаче

Сейчас разберемся, в чем дело…

Как убрать фильтр переспам

Чтобы определить переспам, достаточно провести небольшую модификацию запроса и после этого проверить, изменилась ли позиция в выдаче. Если позиция изменилась – мы не зря волновались.

Фильтр «переспам» сняли – сайт вернулся в ТОП

С помощью изменения окончаний запроса можно снять фильтр и вернуться в топ-10.

Чтобы выявить переоптимизацию, сравните в релевантной выдаче свой сайт и сайт, который располагается выше на пару-тройку позиций. Это поможет сделать как расширенный поиск, так и язык поисковых запросов.

Так работает расширенный поиск

Как определить переоптимизацию

Расширенный поиск задает ограничения и выдает результаты только точного повторения запроса.

Переоптимизации сайта. Результат?

В общей выдаче конкурирующий проект располагается выше нашего. В расширенном поиске документы нашего сайта более релевантны. Это происходит потому, что при использовании расширенного поиска переоптимизация снимается.

Сравните позиции двух сайтов

Переоптимизация что это такое

Выявить переоптимизацию поможет сайт конкурента, который располагается выше нашего на три позиции.

Что изменилось?

Сайт конкурента помогает выявить переоптимизацию

В расширенном поиске мы обогнали конкурента, но радоваться рано: сайт явно попал под фильтр.

Обратите внимание

Снижение релевантности сайта может быть связанно не только с текстовыми фильтрами и санкциями. Например, у поисковика изменился сам алгоритм ранжирования. Тогда свои позиции изменят большое число проектов, находившихся ранее на первых местах, вплоть до полной смены топ-10.

Наблюдайте за позициями вашего сайта относительно других, проверяйте, не изменилась ли общая картина до «апдейта» и после него. Так вы правильно определите причину снижения релевантности сайта.

Проследите, не могла ли продвигаемая вами страница выпасть из индекса. Для этого формируем запрос в строке поисковика url:site.ru или url:www.site.ru. Если она проиндексирована, то она окажется в выдаче.

Проверяем индексацию страницы

Запос с url

После точной диагностики изменяйте позиции сайта в выдаче.

Текстовые фильтры есть! Выход из-под санкций

Выход есть всегда!

Приведём подробные инструкции в сравнительной таблице.

Переспам Переоптимизация
1.Откорректируйте содержание текста
При переспаме достаточно изменить окончания слов в ключевых фразах. Это  снизит избыток чистых вхождений.
Пример:
изящные акриловые ванны – магазин  изящных акриловых ванн
Требуется системная работа над структурой и содержанием текста. Быстрым и доступным способом «освежить» содержание, не меняя сути.
2.  Уберите лишнее
Уменьшите объём текста на странице. Можно сделать это вручную, но в некоторых случаях скрыть часть текста помогает тег «noindex». Постарайтесь избавиться от:

  • Орфографических и пунктуационных ошибок;
  • избытка ключевых фраз в текстовых заголовках;
  • частых выделений слов в тексте;
  • тегов  strong, em, i ,bold, H1-H6.
3. Сбалансируйте входящие ссылки и ключевые фразы
Оставляйте в тексте безанкорные ссылки и ссылки с разбавочнымианкорами. А от избытка запросов в чистом виде избавляйтесь. Замените синонимами слова из ключевых фраз. Так вы снизите процент вхождений ключей.
Выясните приемлемое количество вхождений. Сделайте анализ ключевых фраз конкурентов.
4. Сделайте текст читабельным
Читабельность текста при переспаме улучшается с помощью:

  • списков
  • перечислений
  • уникальных картинок
  • таблиц
  • видео-роликов
Текст должен быть полезным для читателя: доступно доносить новую информацию и нести в себе идею.
Чтобы улучшить зрительное восприятие текста, добавьте иллюстрации.

Это пример читабельного текста

Новая реальность, или как бороться «новым» текстовым фильтром

Когда сайт сталкивается с «новым» текстовым фильтром, запрос улетает далеко за пределы видимости – за топ-100.

Он улетел, но обещал вернуться!

Что такое новый текстовый фильтр

Если один из запросов «улетел» за топ-100 – виноват «новый текстовый фильтр».

Причины наложения фильтра:

  • длинный текст, сложный для восприятия, с множеством орфографических и пунктуационных ошибок;
  • переспам по запросам и ключевым словам, превышение частоты по слову
  • логическое выделение текста html-тегами

Как определить новый текстовый фильтр:

  • Проведите модификацию запроса, чтобы убедиться, что нет фильтра «переспам». При «новом» текстовом фильтре этот приём не вернет потерянную позицию сайту.
  • Сравните релевантность двух сайтов – своего и сайта конкурента – по обычному запросу. Сравнение релевантности происходит с помощью оператора site в следующем виде: «запрос (site: nashsite.ru | site: konkurent.ru)». При «новом» текстовом фильтре наш сайт, находясь за пределами сотой позиции, будет по релевантности выше, чем сайт конкурента с сороковой позиции.

Позиция сайта до проверки

Новый текстовый фильтр

После проверки позиция сайта изменилась

Итак, вы поняли, в чем дело. Что дальше? Приведем инструкцию.

  • Удалите переспам по тайтлу и дексрипшену и сократите объём символов в них.
  • тайтл – от 60-75 символов с пробелами;
  • дескрипшен – до 170 символов с пробелами;

В тайтле и дескрипшене должен быть основной ключ, а все второстепенные запросы могут дополнять основной, но не копировать его. Так мы избавимся от переспама.

Пример: Банные полотенца (основной запрос) купить (дополнительный запрос) в магазине «Нева». Или можно создать такой тайтл:

Банные полотенца (основной запрос),цена, доставка, купить (второстепенные запросы) в магазине «Нева».

Дескрипшен также не стоит перенасыщать ключевыми словами, основной и дополнительный запросы желательно разбавить прилагательными, названием магазина.

  • Доработайте текст: разбейте длинные предложения на простые, переформулируйте  трудные словосочетания, устраните все орфографические и пунктуационные   ошибки.
  • Сократите текст. Избавьтесь от избытка чистых вхождений слов, html-тегов, выделяющих словосочетания логически (e, strong, b, u), процента вхождений слов в продвигаемых запросах.
  • Уменьшите объём текста хотя бы на четверть и равномерно распределите в нём ключевые слова.

Иногда проще целиком переписать текст, чем исправлять в нем множество мелких ошибок.

Советы Шерлока: как избежать текстовых фильтров

По данным Яндекса, текстовых факторов ранжирования больше 50. Подбирать плотность ключевых слов, разбавлять вхождения и распределять их равномерно в тексте не всегда эффективно. Правильнее найти закономерности ранжирования, сделав текстовый анализ сайтов, которые попали в ТОП10.

Цитата

Если вы умны, то учитесь на своих ошибках, если вы гений – учитесь на чужих.

Восточная мудрость

Что даёт текстовый анализ?

  1. Находит оптимальное значение вхождений для конкретной зоны, например:
    — «title» — количество вхождений в мета-теге
    — «body» — вхождения, которые можно разместить в любой части текста;
    — » <a>» — оптимальное значение вхождений фразы в тег » <a>»;
    — «text-fragment» — число вхождений в небольших текстовых описаниях.
  2. Вычисляет значения по всему тексту  без разделения на зоны
  3. Показывает оптимальное количество вхождений в разных словоформах и порядке слов
  4. Показывает структуру текста и грамотно распределяет ключевые слова
  5. Высчитывает оптимальное значение для нескольких схожих запросов одновременно. При этом запросы продвигаются на одной странице.

Удобный текстовый анализатор всё рассчитает за вас. Просто внимательно посмотрите на данные и сделайте правильные выводы.

Шерлок плохого не посоветует

Шерлок Холмс с трубкой

Как это работает?

Вводим запрос из двух слов — «чугунные сковороды».

Сковородка – незаменимая в хозяйстве вещь!

Чугунные сковороды

Автоматически исключились те документы, которые выбились из общего направления и не попали в топ-10. Их мы не будем использовать в тесте.

Анализируем запрос по всем вариантам вхождений, изменяя окончания и порядок слов. Мы увидим возможный диапазон значений по каждому варианту запроса.

Как видите, общих рекомендаций по оптимизации текста не существует. Есть закономерности, которые нужно учитывать.

Быстрый взлёт возможен, когда анализатор выдаёт слабые результаты у всех сайтов из топ-10 по одному из сложных многосоставных запросов. Проверьте такой запрос в поисковой выдаче. Может быть, ни один из сайтов не релевантнен к запросу целиком. Используйте эту ситуацию!

Так проверяется релевантность сайта

Проверить релевантность сайта

Оптимизируйте текст под нужный запрос, и вы автоматически попадёте в топ-10.

Используйте текстовый анализ, чтобы выявить общие закономерности текстового ранжирования. Затем составляйте чёткое ТЗ копирайтерам  по структуре текста и плотности вхождений. Не забывайте про естественное изложение материала и пользу для читателей.

Тогда вы усилите не только текстовые, но и поведенческие факторы на своём сайте.

Ищите плюсы

Текстовые фильтры — явление временное. Если ваш сайт резко потерял позиции по запросам, выясните причины. Первый этап на пути к успеху — правильная диагностика фильтра, поскольку у каждого из них свои претензии к тексту.

Цитата

Иногда побеждает тот, кто проигрывает.

Фильм «Куда приводят мечты»

В любой ситуации есть свои плюсы. Если ваш ресурс столкнулся с фильтрами– это повод стать лучше конкурентов. Делайте сайт для людей, работайте над ним, и даже Шерлок Холмс не найдет улик против вас. Он только подымит деревянной трубкой и лукаво подмигнет в ответ.