Релевантность. История о дружбе человека и сайта

Яндекс — не судья в мантии и на пьедестале. Было бы неразумнополагать, что именно поисковые системы решают, быть сайту в ТОП10 или не быть. Согласно статистике от агентства InternetWorldStats количество пользователей рунета к концу 2015 года составило 103 млн. человек. Именно они являются главными членами жюри. Поведенческие факторы, лайки и дизлайки, а также возможность сообщать о плохих сайтах — все это действия людей. Оценка пользователей — основополагающая для определения релевантности сайта.

Как попасть в ТОП? Стать избранным не так просто.

Окружающие Вас люди часто предъявляют к Вам различные требования! Тяжело ли соответствовать их ожиданиям?

Поверьте, у сайтов судьба не легче. Чтобы попасть в Топ10 выдачи, надо стать суперудобным, мегаинформативным и чрезвычайно полезным.

Что   означает «Релевантность»?  Применительно к миру поисковых систем релевантность  стоит понимать как соответствие контента ресурса интересу юзера, выраженному в запросе к поисковику.

Чем выше степень соответствия  контента запросу, тем выше он ранжируется поисковой системой.

Ранжированием называется сортировка в поисковой выдаче на основании оценки определенных критериев.  Как сделать ресурс максимально релевантным конкретным запросам, относящимся к его тематике ? В этом и состоит непосредственная задача SEO.

Ранжирование. Как  поисковые системы проводят конкурс релевантности?

Хотя понятие релевантности всегда однотипно, закона, что «каждая метла метет по-своему»,  еще никто не отменял, и ПС релевантность определяют по-разному. Это значит, что если одна система сделала сайт первым, не факт, что другая последует ее примеру.

Почему так происходит? Есть определенные факторы ранжирования. И они обладают разной «ценностью» для ПС.

1. Внутренние — относящиеся непосредственно к ресурсу, и которые можно  изменить  для повышения позиций в выдаче поисковых систем. Например, можно изменить текстовое наполнение страниц,  частоту употребления ключевых слов, поменять код верстки,  использовать нужные теги(title,description и др.) . К этой группе также относятся: уровень вложенности доменного имени, возраст интернет-площадки и т.д.

2. Внешние — это группа, на которую нельзя влиять напрямую. Они для определения релевантности берут за основу частоту упоминания интернет-площадки во внешних источниках и их авторитетность.

Среди них можно назвать:

  • ссылочная  релевантность. Этот критерий учитывает информационную составляющую ссылок на Ваш сайт и  качество ресурса, где размещены ссылки.
  • доверительный статус, т.е. надежность, авторитет и достоверность ресурса. При этом  во внимание могут браться следующие показатели доверия:
    • Показатель  PageRank  для Google. Смысл его в том, что Google оценивает  ресурс по соответствующим показателям и выставляет баллы от 0- 10, чем выше балл, тем увесистее авторитет сайта.
    • Показатель «тематический индекс цитирования» (тИЦ) для Яндекс. тИЦ также является оценкой авторитета, за базу для оценки берется: качество, тематическое родство ссылающихся ресурсов, а также количество ссылок.
    • Показатель «взвешенный индекс цитирования» (ВИЦ), учитывает авторитетность ссылающихся ресурсов без привязки к тематике, и, конечно, количество ссылок.

3. Коммерческие — проверяют всю информацию, которая может повлиять на выбор юзера того или иного интернет-магазина, товара или услуги. Критериев очень много: информация WHOIS, контактные данные, карта проезда, удобство навигации по интернет-магазину, количество точек продаж и т.д.

4. Поведенческие — поисковые системы оценивают, как посетитель взаимодействует с интернет-площадкой. Учитываются такие показатели как время просмотра, сколько страниц просмотрел пользователь, сколько человек сразу покинули сайт, даже то, как посетитель передвигался по страницам, т.е. оценивается удобство навигации по сайту и  многое другое.

5. Социальные — названы так не случайно. Они напрямую связаны с активностью пользователей из социальных сетей у Вас на сайте. Учитывается как наличие самих кнопок соцсетей на сайте, так и то, сколько было репостов, лайков, подписчиков и т.д. Таким нетривиальным способом можно определить интерес пользователей.

Разделение на категории: внешние и внутренние, коммерческие и социальные, поведенческие условно. И список остается открытым.

Есть принципы, которые стоит соблюдать. Это принципы создания сайтов

принципы создания сайтов от Яндекс

Зададимся вопросом —  можно ли точно рассчитать влияние тех или иных условий? К сожалению (или к счастью), ПС не рассказывают о действии своих алгоритмов в таких подробностях, и точной формулы не существует.  Поэтому создавая  и наполняя, просто помните о вышеперечисленных требованиях.  Помните также о том, что сейчас поведенческие факторы в приоритете. Делайте свой сайт для пользователей.

А судьи кто? – Асессоры системы ранжирования сайтов.

Как поисковые алгоритмы понимают, какой релевантный, а какой нет?

Есть специальные работники – асессоры. Они помогают программе (поисковому алгоритму) «понять» последовательность выбора и построить формулу ранжирования, основываясь на множестве факторов. Этот метод машинного обучения называется Матрикснет.

Оценки  асессоров собираются и используются как база для настройки ранжирования.

Для оценки страниц у асессоров есть инструкция, в соответствии с ней, они относят к той или иной группе.

Хотите ближе познакомиться с процессом «оценки»? Зарегистрируйтесь на Яндекс. Толоке

Градации оценки страниц:

  • Витальная – дает исчерпывающий ответ на вопрос или является единственной, на которой есть ответ. Например, когда нужен сайт конкретной организации.
  • Полезная – лучшая и с полезной информацией по теме.
  • Релевантная – дает нужную информацию по запросу, но менее точную.
  • Релевантная  – отвечает на запрос  частично, имеет к нему отношение к заданному запросу.
  • Нерелевантная – прямо не отвечает на запрос, но связана с ним по тематике;  не отвечает заданной тематике; неподходящий регион; содержит устаревшую информацию.
  • Спам  – нарушает правила пользования поисковыми системами (продвигается методами черного SEO) и является потенциальной для попадания под санкции.

Также асессоры оценивают следующие показатели:

  • Авторитетность
  • Доверие
  • Актуальность
  • Региональность

Такая система «обучения» поисковых систем позволяет наиболее точно оценивать релевантность страниц при ранжировании в выдаче.

Обратите внимание

Периодически в выдаче, область видимости(ТОП) попадают документы, по которым пользовательской информации недостаточно для принятия решения о полезности документа. При этом априорная релевантность такого документа может оказаться не самой высокой.

Это делается с тем, чтобы полезным или просто новым документам, по которым недостаточно априорной информации, дать шанс получить нужную оценку юзеров.

(«Тестирование нового подхода к определению релевантности документов» блог Яндекс)

Штраф от Яндекс страшнее  штрафа от ГИБДД

Поговорим о том, как и почему Ваш сайт никогда не будет в топе

Что же будет, если Вы откажетесь приводить сайт в соответствие с требованиями поисковых систем?

Цитата

Хочешь, чтобы от тебя отстали,
— сделай то, что просят.

Первое и самое очевидное: Ваш сайт будет не в топе, а намного дальше.

Второе: большая вероятность, что сайт попадет под фильтры ПС.

Всех в детстве мамы с папой наказывали за то, что не сделали уроки или не убрались в комнате? Вот Яндекс и Google придерживаются той же политики. Только ставят они не в угол, а под фильтр.

В общем смысле фильтр – программный код, который позволяет ПС проверять сайты на соответствие тем или иным критериям. А точнее искать его плохие качества. Если такие есть, то появляется большая вероятность наложения санкций.

Яндекс обязательно будет банить за то, о чем предупредил. И плюс еще за то, о чем не предупреждал

санкции за некачественность сайта Яндекс

Фильтры разные и их много.  Официальных названий от поисковых систем нет, зато есть народные прозвища, а часть из них получила свое название от алгоритмов, частью которых они являются. Подробного описания Яндекс не давал, и отрицает существование фильтров.

Как понять разницу между алгоритмами и фильтрами: алгоритмы Вам начисляют бонусные «очки», а фильтры отнимают  «очки» от репутации.  Или  так (если кто-то в игры играет): алгоритмы засчитывают «фраги», а фильтры учитывают «хиты».

Обратите внимание

Старые методы продвижения в Топ больше не работают.

  • Убирайте лишние и плохие ссылки.
  • Забудьте о портянках в keywords и избегайте частого вхождения ключевых слов в текстах.

Релевантность результатов поиска. Секреты персонализации.

Все это время мы рассказывали о том, какие страницы поисковые системы считают релевантными.

Есть еще один критерий, который учитывается при ранжировании: предпочтения конкретного посетителя.  Что влияет:

  • История запросов (Яндекс учитывает интересы, появляются нужные подсказки);
  • История просмотров результатов поиска;
  • Геолокация;
  • Конкретные настройки поиска в браузере;
  • И многие другие.

Изменения в лучшую сторону: персонализацией поиска можно управлять

Поэтому результаты выдачи будут разными, если Вы ищете из разных браузеров, компьютеров и из разных городов.

Проверить релевантность. Шаг в пропасть или шаг в ТОП-10?

Если Вы намерены сделать хороший сайт и продвинуть его на первую страницу, нужно помнить о критериях, влияющих на выдачу, и об алгоритмах.

Краткий вывод о том, как стать «релевантным»:

1. Яндекс и Google строгие системы:

  • Релевантность запросу оценивается по внешним, внутренним, поведенческим, коммерческим и социальным и иным факторам. Нужно проходить проверку  по их совокупности. Если хоть один «по нулям», то он уже никогда не попадет на первую страницу выдачи, зато с легкостью угодит под фильтр.
  • Некачественные интернет-площадки сразу ставятся под фильтр. В этом случае, какой бы релевантной не была статья, в топ ей не попасть.
Обратите внимание

Чтобы проверить наличие или отсутствие санкций, можно использовать Google Search console и новый Яндекс Вебмастер. Всех санкции поисковых систем они не покажут, но уберегут от распространенных ошибок.

2. Чтобы понравиться ПС, следите за сайтом, работайте над ним и улучшайте, а также не забывайте про важность поведенческих и социальных факторов. Стоит учесть, что если он большой, справиться с таким объемом работы одному человеку просто не под силу.

Вспомнился разговор на одном форуме.

– У меня хороший текст, почему он не в ТОП 10?
– Видимо, Яндекс, не разделяет Вашу точку зрения.
– Может ключевой запрос в тег «Title» и «H1»? Это поможет?
– С вероятностью 99,9 % – Нет
– А если в тег Description?
– Нет.
– А если с помощью, как её там, микроразметки?
– Нет.  Но дам микросовет: перепиши текст…. И переделай сайт. Полностью.