Технология Спектр в Yandex

Перед новым годом Яндекс не погнушался подложить лягушку оптимизаторам и 14 декабря выкатил новый алгоритм.

И хотя выкатка алгоритма произошла раньше объявленного релиза, разочарование оптимизаторов от этого не уменьшилось. В октябре-ноябре началось итеративное выкатывание «Краснодарских» и «Спектральных» фитч, которые будоражили ТОП. Интересно, что во время разработки «Спектра», технология называлась «Diversity» («Разнообразие»), но, чтобы морально не травмировать оптимизаторов, было решено переименовать новшество в «Спектр».

Благодаря тому, что и «Краснодар», и «Спектр» сами по себе были несколько сыроватыми, при выкладывание в продакшн и наложении двух систем друг на друга, мы получили кумулятивные эффект погрешности в поисковом ответе.

Обратите внимание

С помощью нововведений поисковые системы пытаются сделать serp еще лучше и качественней. Но при этом для множества коммерческих запросов мест в ТОПе становится все меньше и меньше, т.к. почти по любому коммерческому ключевому слову есть некоммерческие «примеси». В результате мест на интернет-Олимпе становится все меньше, а борьба за них становится все сильнее.

Изменение результатов SERP

Что касается serp произошло конкретное уменьшение ТОП-а по многим широкосмысловым поисковым словам. Изначально в Яндексе были тестовые кластеры, на которых обкатывали новый способ, и было достаточно интересно наблюдать корректировки.

На данный момент можно увидеть, что расколбас коснулся по бОльшей части однословных запросов, т.к. среди них преобладают такие, под которыми пользователь может подразумевать разные понятия, но не ясно одно, почему по вопросу «стол» в ТОПе портал по «бильярдным столам». А если ввести «технология спектр», то совсем странная картина получается.

Инновационность технологии спектр состоит в том, что Я.ру  угадывает потаенные желания людей, исходя из статистики поисковых слов. Да, иногда бывают ошибки и без ручной правки явно не обошлось, но сама технология является прорывом. Тем более поверх самих wish-list накладываются множественные ручные правки. Также в «Спектре» используется вероятностная модель, основанная на поведении пользователя, т.е. в теории человек должен быть рад такой заботе. На практике все происходит с точностью до наоборот.

Всему причина — вероятностная модель. Пример: в выдаче по запросу «пицца», есть портал еда.ру и пользователям он нравится, значит, пицца может быть и едой.

Достаточно забавно наблюдать присвоение конкретному ресурсу тематик. Замечено, что любимого в России поисковика совершенно различными являются такие запросы, как «строительство дома» и «строительство коттеджа», также существует множество других логических ошибок. Можно посмотреть, что именно в ТОП-10 подсвечивается для конкретного введенного запроса в сниппетах, чтобы понять явные нестыковки.

В итоге Я.ру пытается подсунуть пользователю ТОП, соответствующий его потребностям. Возьмем некоторые многозначные запросы, например,  «ягуар», или «пицца» в итоге можно увидеть, что поисковой ответ не всегда соответствует конкретным потребностям пользователя. А вот запросу «пластиковые окна» и другим однозначно коммерческим запросам бояться преждевременно, т.к. пользователи совершенно однозначно считают этот запрос исключительно коммерческим.

Очевидно, что технология Спектр прошлась также и по анкор листу для сайтов, т.к. влияние анкор листа получилось видоизмененным.

Интересно наблюдать за порталами с плохим дизайном (читайте с плохим юзабилити). Тут в явные аутсайдеры попадают даже не плохие трастовые ресурсы, но визуально похожие на ГС, т.е. можно предположить, что и само понятие трастовости видоизменилось.

При столь значимом изменении алгоритмов необходимо достаточно длительное время на обкатку и корректировки системы, да и весь рунет необходимо заново пересчитывать, чтобы все ресурсы можно было мерить одинаковыми метриками.

Вокруг метрики Pfound разгорелись множественные споры по поводу применимости ее при наличии технологии «Краснодар», однако можно предположить, что эта метрика, пусть даже в видоизмененном виде вполне пригодна для определения удовлетворения пользователем результатами поиска.

Следующим этапом сдвига парадигмы будет персонализация serp в неочевидном для оптимизаторов виде, так что готовимся к новому удару Яндекса по оптимизаторам.

Как формируется выдача в поиске